Консультации для родителей

https://cloud.mail.ru/public/5rHp/PjCjBbCQr

https://cloud.mail.ru/public/TY2U/zTya9wJFU

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОИГРЫ»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки

снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного

взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого

и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе

которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного

взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего

активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков:

согласованность движений рук и согласованность движений глаз.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с

другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Так как в поле зрения педогога попадают чаще всего дети с трудностями

обучения и проблемами поведения, кому трудно бывает сосредоточиться на занятии,

упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного

задания на другое, то становится понятным, что круг таких детей достаточно широк.

А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной

импульсивностью.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться

ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и

потребность любого ребенка.

Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что

игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет

наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Так что такие игры

родители могут покупать и без рекомендаций специалиста — они в любом случае

полезны и интересны.

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая

методика. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми.

Такие упражнения полезны и детям и взрослым.


Игры и упражнения для детей.

Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям для детей, убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении. Не настаивайте и не перегружайте малыша занятиями, иначе достичь нужного эффекта не получится. Ребёнок начнёт протестовать и вовсе откажется от каких-либо совместных игр. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия.  Начинайте с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться. Постепенно добавляйте более сложные упражнения. Достаточно проводить занятия до получаса, главное – регулярно. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том, что не получается. И помните – это игра, где есть место веселью, никакой «обязаловки».

 «Робот» Цель игры – выполнять команды ведущего. Он говорит последовательность действий, например: правую руку вверх, правой ногой шаг назад, поворот налево, присед на левую ногу и так далее. Важно говорить чётко и последовательно, чтобы малыш успел усвоить информацию и не запутался. Позже ребёнок хорошо запомнит, где какая сторона и будет выполнять действия быстрее и без ошибок. Тогда можно будет постепенно усложнять упражнение, подключив наклоны, повороты головы, взмахи и другое.

«Путаница» Усложнённый вариант игры «Робот». Ведущий говорит, какое действие необходимо выполнить, но сам при этом делает что-то другое. Например, нужно положить правую руку на бок, но он поднимает левую руку.  Задача ребёнка – не попасться на уловки ведущего, а внимательно послушать, что он говорит, и сделать всё правильно. Такое упражнение отлично улучшает концентрацию.

«Вода-земля» Эту игру можно проводить как для одного ребёнка, так и для целой компании. Сделайте «берег». Это может быть верёвка, плинтус, край ковра, пледа или любая другая вещь, которая обозначит границу. Игроки встают на «землю». Ведущий говорит: «вода», дети должны прыгать на другую сторону. «Берег» – все возвращаются на землю. Сначала потренируйтесь, посмотрите, чтобы все дети поняли, что от них требуется, а затем переходите к основной части. Ведущий может прыгать вместе с участниками, командуя: «вода», «земля», «вода», «земля». Когда ребята привыкнут к этой последовательности, измените её: «вода», «земля», «земля», «вода». На такую уловку, как правило, попадаются те ребята, у которых есть трудности с переключением внимания. Они привыкли действовать по старой схеме и делают это автоматически. Если ребёнку сложно переключаться моментально, то можно предложить ему проговаривать действия вслух. Речь поможет сосредоточиться. Следующим уровнем вводите «путаницу». Можно обманывать глазки. Говорите правильно, а делайте упражнение с ошибками. Малыш должен быть внимателен к вашим словам и следовать им. Потом можно поменять правила и обманывать ушки. То есть выполнять задания вы будете правильно, а говорить нет. Для ребят, которые привыкли действовать непроизвольно, такое задание окажется очень непростым. Игра научит их справляться с импульсивностью и быть внимательными. Вместо «вода» – «земля», где нужно перепрыгивать на разные участки, можно использовать, например, «цветочки» – «деревья», где потребуется присаживаться и вставать. «Меняемся ролями» На этот раз вместо ведущего встаёт ребёнок. Теперь не ему говорят, что делать, а он. Пусть представит, что управляет человеком, который ничего не умеет. Он должен комментировать каждое действие. Задача взрослого – делать всё в точности, что говорит ребёнок. Если он думает, что для приготовления бутерброда нужно только взять хлеб, а сверху положить на него колбасу, то так и сделайте, возьмите буханку хлеба и положите сверху палку колбасы. Получился ли бутерброд? Каких действий не хватило? Малышу важно видеть, что получается. В следующий раз он будет планировать более тщательно.


«Повтори рисунок» Ребёнок рисует картину, состоящую из геометрических фигур. Вы не должны видеть, что получилось. Художник должен сам детально и точно описать рисунок, а вы должны его повторить на своём листе. Получилось? Если да, то это отличный результат. Можете меняться ролями. «Покажи путь» Ведущему завязывают глаза. Ребёнок должен провести его от точки А до точки Б, подсказывая, куда двигаться и на сколько шагов. Например: два шага вперёд, четыре шага вправо, один шаг назад, два вправо, три вперёд.  Задача – ведомый не должен ничего задевать, пока идёт. Запрещается врезаться в стулья и стены, спотыкаться о подушки и тазики. «Графический диктант» Приготовьте листочек в клеточку. Вы диктуете, а ребёнок рисует, например, 2 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 3 вверх. Задача дошкольника быть внимательным и чётко следовать инструкциям. В итоге должен получиться рисунок. Примеры графических диктантов, а также советы, как их проводить смотрите в нашей статье “Графический диктант по клеточкам для детей 5-7 лет”. Есть и другой вариант проведения диктанта. На листочке в клеточку ребёнок рисует какую-то фигуру, используя вертикальные и горизонтальные линии, диагональные нельзя. Взрослый должен изобразить точно такой же рисунок, слушая только подсказки ребёнка. Каждый шаг не должен выходит за пределы одной клетки. Инструкция может быть такой: вправо, вправо, вверх, вверх, влево, влево, вниз, вниз. Получится квадрат 2х2.

 Нейрогимнастика Делаем нейрогимнастику. Вариант 1 «Черепашка». Одна черепашка прячет голову в панцирь – ребёнок сжимает правую руку в кулак. Другая черепашка выглядывает из своего домика – левая ладонь раскрыта. Потом меняем руки. Повторяем упражнение несколько раз. Затем усложняем гимнастику. В момент смены положения рук делаем хлопок. Постепенно ускоряемся. Вариант 2. Сжимаем правую руку в кулак и ставим на ребро, затем расправляем ладонь, после кладём её на стол. Повторяем упражнение несколько раз, чтобы закрепить последовательность действий. Подключаем левую руку и делаем гимнастику одновременно двумя руками, постепенно ускоряясь. Вариант 3. Сжимаем обе руки в кулак. Затем на левой руке раскрываем мизинец, а на правой – указательный палец. Делаем это одновременно. Убираем пальчики и меняем положение. Теперь на левой руке вытягиваем указательный палец, а на правой – мизинец. Когда упражнения будет получаться без ошибок, добавляем хлопок, затем пробуем ускориться. Обратите внимание, что такую гимнастику выполнить очень непросто. Требуется концентрация, сосредоточенность и внимательность.

«Нейроладошки» Из самоклеющейся разноцветной бумаги вырежете ладошки. Приклейте их к вертикальной поверхности на уровне груди ребёнка и чуть выше головы. Как играть? 1. Попросите малыша поставить руки на зелёные ладошки. Затем давайте задания: сдвинь руки на 2 ладошки вниз, на 1 ладошку вверх, на 1 ладошку влево и так далее. Ребёнок сдвигает руки и смотрит, где они оказались. 2. Малыш сам выбирает, на какие ладошки поставить руки, а затем считает, сколько свободных ладоней осталось внизу, вверху, слева и справа. 3. Игра похожа на «Твистер», только здесь задействованы одни руки. Нужно перекладывать ладошки с одного цвета на другой, как укажет стрелка. Играть можно вдвоём. «Твистер» удобно располагать на столе. «Половинки» Активная игра для детей старшего дошкольного возраста. Вариант 1. Ребёнок садится на пол и поочерёдно начинает напрягать разные части тела. Например, сначала правую половину – руку, плечо, ногу, затем расслабляет все мышцы и вновь напрягает, только на этот раз правую половину тела. Затем после очередной паузы задействует верхнюю часть – руки, плечи, шею, спину, грудь. В завершении напрягает нижнюю половину. Вариант 2. Здесь требуется напрягать по очереди правое плечо, руку, бок, ногу. Затем переходим на левую сторону. Выбирайте свой квест!

 «Кольцо» Упражнение, которое можно делать «между делом»: в дороге, на прогулке, в очереди, дома. Малыш перебирает пальчиками, соединяя большой палец со всеми остальными по очереди.  Сначала делается кольцо из большого и указательного пальцев, затем из большого и среднего, из большого и безымянного, из большого и мизинца. Нужно проделать это упражнение в прямом и обратном порядке ка можно быстрее сначала на одной руке, а потом на обеих руках одновременно. «Нейротаблица с геометрическими фигурами» Нужно нарисовать табличку и разделить её на две равные части. На каждой стороне в произвольном порядке рисуются разноцветные геометрические фигуры.  Взрослый просит малыша отыскать, к примеру, зелёную трапецию. Малыш должен найти фигуры одновременно на обеих сторонах и показать руками. Нейропризнаки Положите перед ребёнком лист с разноцветными геометрическими фигурами. Задание – отыскать красные звёздочки и обвести их в круг правой рукой. Одновременно с этим нужно находить жёлтые квадраты и зачёркивать их левой рукой. Найди и вычеркни Это упражнение развивает внимательность, пространственное мышление, закрепляет образ цифр. Нужно приготовить лист, где в произвольном порядке будут намешаны буквы и цифры. Чем старше ребёнок, тем больше может быть табличка. Можно вписывать любые цифры, но лучше брать те, которые малыш чаще всего путает, отзеркаливает или забывает. Задание – найти и вычеркнуть все буквы, которые стоят после цифры 6 и перед цифрой 5. «Лабиринт» Любимое для многих детей задание – пройти лабиринт. Сначала малыш должен проследить нужный путь глазами, а затем провести линию карандашом. На картинках ниже нужно помочь автобусу проехать в зоопарк, а детям пройти через поле на пикник. Скачать 2 лабиринта Запоминаем написание слов Начиная с первого класса, детям дают задание выучить словарные слова. Чтобы лучше запомнить их, предлагаем опираться на образы. Придумывание разных ассоциаций хорошо развивает воображение. Сначала можно проговорить. Например: корова говорит «ооо». Или ворона несёт во рту овальные бусы. После ребёнок закрывает глаза и представляет перед собой эту картинку. Затем переносит образ на бумагу.

«Кристальная пирамида» Подготовьте шаблон. Это треугольник, поделённый на множество частей – «кристаллов». Рядом положите такой же треугольник, но в нём должно быть закрашено несколько участков. Задание – закрасить «кристаллы» в пустом шаблоне как на образце. Образцы можно составлять любые в зависимости от возраста и уровня подготовки малыша.

«Волшебные квадраты» Положите перед малышом два квадрата. В одном будут расположены в виде таблицы буквы, а в другом – числа. Нужно находить числа по порядку и списывать буквы, которые находятся в тех же клеточках в соседнем квадрате. При правильном выполнении упражнения ребёнок получит предложение. В первом примере зашифровано: «Никогда не обижайте слабого». Во втором: «Слон – самое большое млекопитающее на суше». Расставь точки Перед ребёнком лежит образец, на котором расставлены точки. В пустой строке малыш должен расположить точки так же. Задание можно давать в двух вариантах – чёрно-белом и цветном.


«Дутибол» В эту игру можно играть вдвоём. Из подручных материалов соорудите ворота. Они могут быть сделаны из карандашей, линеек, счётных палочек и других средств. Поставьте их на противоположные стороны. Мяч сделайте из скомканной салфетки или ваты. Положите его по центру. По сигналу игроки начинают дуть на салфетку, стараясь забить гол в ворота соперника. Если ребёнок один, то можно взять вариант «Рекорды», когда малыш дует на «мяч», стараясь продвинуть его всё дальше. Кто придумает больше слов Задание – вспомнить и записать как можно больше слов на загаданную букву. Играют на время. Выигрывает тот, кто смог за 1 минуту назвать больше слов. «Сократ» Расширяем словарный запас. Если в предыдущем задании мы думали любые слова на одну загаданную букву, то здесь требуется вписать конкретные категории слов: город, дерево, птицу, животное, овощ, фрукт.  Сначала вспоминаем эти слова на букву «С», затем на «О», «К», «Р», «А», «Т». Отыщи меня Дан рисунок, на котором вперемешку изображены контуры фруктов, животных, инструментов или любых других предметов. Малышу нужно внимательно рассмотреть картинки и назвать, что он видит.


НазадДалее Скачать картинки «Кошки-мышки» Игра помогает снять импульсивность и повысить самоконтроль. Выполнять упражнение можно за столом или на полу. Взрослый и ребёнок садятся друг напротив друга. Один играет роль мышки, а другой – кошки. Мышка пальчиками гуляет по столу, а задача кошки изловчиться и поймать мышку в свои ладони. Мышке нужно быть внимательной и быстро убирать руки в момент опасности. Прочти вверх ногами Упражнение подойдёт для ребят, которые уже умеют читать. У них хорошо сформирован образ буквы и нет трудностей с заменой. Их задача – прочесть текст вверх ногами. «Стёртые буквы» На листочке написаны слова, но часть букв стёрлась. Нужно их дописать и прочесть слова. «Воображариум» Нарисуйте геометрические фигуры и попросите ребёнка пририсовать к ним дополнительные элементы так, чтобы получился рисунок. Такая игра отлично развивает воображение. Задачи на логику Время от времени предлагайте ребёнку решать разные логические задачки. Примеры: 1. Термометр показывает 5 градусов холода. Сколько градусов покажут два таких прибора? (5 градусов холода) 2. Ребята отдыхали на скамейке. Перечисли детей слева направо, если сказано, что Нина сидела справа от Максима, а Максим справа от Кати? (Катя, Максим, Нина) 3. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково) 4. Миша доходит от дома до садика за 15 минут. Сколько у него уйдёт времени, если он пойдёт вдвоём с братом? (15 минут) 5. Нитку перерезали в пяти местах. Сколько всего частей получилось? (Шесть) 6. У Оли мелка: зелёный, голубой, фиолетовый. Какой мелок самый толстый, а какой самый тонкий, если сказано, что зелёный толще фиолетового, а фиолетовый толще голубого. (Зелёный самый толстый, а голубой самый тонкий)

Выбирайте свой квест! Составь слово Игра на развитие речи и умение делать анализ звуков и букв. Предложите ребёнку схему, он должен придумать под неё слово. Количество чёрточек равняется количеству пропущенных букв. Например: ¬– А – – – – – – Е – О – – – – – – – А Настольные нейропсихологические игры Много нейропсихологических игр можно приобрести и в магазине. Расскажем о некоторых из них. «Почеши мне спинку» Суть игры – один ребёнок рисует на спине другого символы и картинки, другой угадывает. Важно изображать не только знакомые фигуры, но и незнакомые. Так будет интереснее. Игра позволяет осваивать буквы, цифры и знаки телесно, а не зрительно, как мы привыкли. Воспринимать нарисованную на спине информацию очень непросто. Мозг анализирует картинку, выделяет её части и их расположение, интегрирует и осознаёт смысл. Чем устойчивее образы – тем успешнее будет проходить обучение. В комплекте игры карточки с геометрическими изображениями, буками, цифрами. К каждой карточке прилагается задание, каким именно образом нужно рисовать: постукиванием, левой рукой, правой, кулаком, конкретным пальцем и так далее.

Игра подходит для ребят от 5 до 11 лет. «Четыре ключа» Игра развивает пространственное восприятие, память, внимательность, учит действовать по правилам. Рассчитана на детей от 5 лет. Игроки перемещаются к волшебному замку. В одной из башен спрятан сундук с драгоценностями. Задача – добраться до драгоценностей вперёд соперников. Но чтобы туда попасть, нужно собрать 4 ключа. Для этого дети проходят непростые испытания разных типов. «Попробуй повтори» Весёлая игра с простыми, на первый взгляд, заданиями.  Но это только на первый взгляд. Ребёнок вытягивает карточку, где показано, в какую позу ему нужно встать или какое движение воспроизвести. Сложность в непривычности заданных постановок. Не всё можно исполнить с первого раза.  Ребёнок начинает искать варианты, чтобы выполнить задание, а это в свою очередь активизирует работу обоих полушарий мозга, а также развивает внимание, пространственное восприятие, реакцию. Играть можно с ребятами от 5 лет. «Раз, два, три! Сравни и забери» Отличная игра на тренировку внимательности, речи, памяти, зрительного восприятия. Ребёнок учится сравнивать, разделять признаки предметов. Игра также рассчитана на детей от 5 лет. Задача – собрать семью в поездку. В автомобиль можно поместить максимум три человека, три животных и три цветка. Ребёнок должен опередить остальных игроков, отыскать нужную комбинацию карточек и сделать задание.


«Шляпы, крылья, две клешни» Весёлая космическая игра, которая тренирует память, внимательность, пространственное восприятие, реакцию.  Задача ребёнка – поприветствовать инопланетян, используя верную комбинацию звуков и движений. Важно быть внимательным и ничего не перепутать. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех карточек. Играть можно с детьми от 5 лет. Нейропсихологические игры полезны как для детей с различными нарушениями в развитии, так и для здоровых ребят. Играйте и развивайтесь непринуждённо и весело. Тогда обучение будет в удовольствие. Игры для детей


«Волшебный мешочек» – ребенку предлагается угадать на ощупь, какой предмет спрятан в мешочке;

 «Тактильные ладошки» – игра включает в себя 12 ладошек – 6 пар, которые изготовлены из материала разной фактуры (пластик, картон, бархатная бумага и т.д.). Игрок на ощупь должен найти пару ладошке, опираясь на свои тактильные ощущения;

«Собери целое» - ребенку предлагается с закрытыми глазами собрать геометрические фигуры из частей (2-3-4х);

«Цифры на спине» - игроку должен отгадать цифру, которую другой игрок пальцем рисует ему на спине;

«Повтори движение» – игра проводиться с закрытыми глазами, взрослый показывает ряд движений на ребенке, задача ребенка воспроизвести эти движения в нужной последовательности. По результатам исследований в области развития мозга детей ученые пришли к выводу о том, что работа мозга имеет прямую связь с движением тела – то есть движение стимулирует процесс развития мозга. Поэтому в работе с детьми развивающие игры предлагается использовать в сочетании с движениями[2]. К таким играм относятся:

«Пианино» - детям показывается ряд движений, сопровождаемых нотами: ДО-РЕ-МИ. Например, хлопнуть руками над головой - нота ДО; присесть и сделать хлопок перед собой – нота РЕ; встать и сделать хлопок перед собой – нота МИ. Затем 7 ребенку предлагается повторить эти движения в определенной поcледовательности, соблюдая очередность. Игру можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;

«Марш» – игра заключается с прямом счете до 5, предлагается считать 5 рядов до 5, в каждом ряду пропускать цифру хлопком в ладоши: в первом ряду цифру 1, во втором 2 и т.д.;

«Передай мяч» - дети строятся в шеренгу, предлагается, начиная с первого, передавать мяч по верху, называя определенную группу предметов, оглашенную заранее. Группы слов чередуются, их может быть две и более. После передачи мяча, игрок который его передал, должен перебежать назад;

 «Набивание мячей» – дошкольникам можно предлагать разные варианты этой игры: считать до десяти через число, при этом набивать мяч; совместить набивание мяча с поочередным перечислением названий овощей и фруктов, - ребенку предлагается одной рукой выполнять броски мячом в стену, на которой написаны цифры в разном порядке. Огромное значение в развитии человека играют стволовые структуры мозга. Благодаря функциям ствола человек может думать, осязать, понимать речь и звуки, видеть, совершать движение. Активизировать работу стволовых структур мозга ребенка помогут:

Игры на батуте «Прыгаем и ловим мяч» – ребенку предлагается одновременно прыгать на батуте и ловить мяч, игру можно усложнить, добавляя счет или логические вопросы

 «Сломанный робот» - ребенок выполняет предложенные действия наоборот, например:

 «Сделай один шаг вперед – ребенок делает шаг назад; по этому же принципу проводиться игра

 «Действие наоборот» - детям называются утверждения, если вариант правильный и ребенок с ним согласен, то нужно покачать головой, если нет – кивнуть.

«Шагай и называй» - может использоваться для решения различных задач: формирование обобщающих понятий, многозначных слов, развитие операций сравнения и т.д. Ребенку предлагается пройти по дорожке, справа от которой лежат картинки различных групп предметов, его задача делать шаг и называть необходимое, для решения той или иной задачи. Например: делая шаг, ребенку предлагается назвать обобщающее понятие, к которому относиться картинка. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Учеными доказано, что развитие межполушарного взаимодействия является 8 основой развития интеллекта, так как хорошо сформированное взаимодействие двух полушарий позволит расширить резервные возможности функций головного мозга, за счет обеспечения полноценного обмена информацией между полушариями. Развивать межполушарное взаимодействие мозга и синхронизировать работу полушарий помогут книзиологические упражнения.

Книзиология - это определённая система двигательных упражнений, которые дают как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. [5]: Дошкольникам можно предложить такие книзиологические игры, как:

«Колечко» – детям предлагается поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, последовательно соединяя их в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала рекомендуется выполнять упражнение каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Освоив эти пробы можно усложнить задание, предложив ребенку выполнять одновременно одной рукой движение в прямом, а другой рукой в обратном порядке.

Возможно сочетать эти упражнения с потешками, стихами. «Кулак - ребро – ладонь» – необходимо последовательно менять положение руки на столе: сначала кулак, затем ребро руки и ладонь к столу. Это упражнение можно выполнять как одновременно двумя руками, так и поочередно сменяя их. Можно предложить ребенку самостоятельно проговаривать команды.

«Лезгинка» – ребенку предлагается левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.

«Кулак-ладонь» – в игре необходимо одну руку сложить в кулак, другую положить ладонью на стол и по команде менять положение рук одновременно. Это упражнение можно выполнять как на столе, так и на коленях.

«Ухо – нос» – ребенку предлагается левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за левое ухо, затем одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, и поменять положение рук, с точностью наоборот.

 9 «Голова-живот» - игроки одновременно двумя руками должны выполнять разные движения: например правой рукой похлапывать себя по голове, а левой гладить живот. Развивать межполушарное взаимодействие также помогут настольные игры, которые направлены на одновременное выполнений сразу нескольких действий

[4]. Игра «Рисование двумя руками» - ребенку предлагается рисовать одновременно двумя руками, это может быть произвольное рисование или рисование по определенному контуру от общей оси.

«Рисуем и считаем» - ребенку предлагается одновременно рисовать и считать количество хлопков или стуков.

«Стучим одновременно» - для этой игры понадобиться два карандаша, ребенку предлагается производить стуки одновременно двумя руками, при этом одна рука должна выполнить 1 стук, а вторая 2; также можно использовать игры на одновременный счет, различных предметов, это могут быть как цифры, так и картинки.

«Считаем параллельно». В этой игре ребенку предлагается сосчитать две группы предметов одновременно, если используются цифры - это может быть прямой и обратный счет. Все представленные игровые методы не требуют больших материальных затрат: пособия, необходимые для использования данных игровых технологий, можно приобрести в

  Ухо – нос.

        Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

      Змейка.

      Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

      Перекрестные движения.

      Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

        Горизонтальная восьмерка.

       Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

        Симметричные рисунки.

        Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

        Мельница.

        Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

          Перекрестное марширование.

         Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

           Пальчиковые упражнения

        Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

        Зрительная гимнастика.

        Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.


  Консультация для родителей:


 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».


         Ребёнок – дошкольник  является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному  экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.


Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.


Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.                                                          


Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.                                              


В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.


Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.


Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.


Например: «Что быстрее растворится?» – морская соль, пена для ванн, хвойный экстракт, – кусочки мыла и т.п.


Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.


Эксперимент можно провести во время любой деятельности.


Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.


Домашняя лаборатория.


Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать простые правила: доступность и техника безопасности вас и вашего ребёнка.


 Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста


«Спрятанная картина»


Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.


Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.                                                                                                        Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.


«Мыльные пузыри»


Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей. Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку. Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.


Рекомендации для родителей.


Экспериментируем дома.


Тема: «Лед-вода»


Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.


Тема: «Твердое-жидкое»


При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.


Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.


Тема: «Жидкое – твердое»


Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».


Тема: «Испарение»


Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).


Тема: «Выпаривание соли»


Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).


Тема: «Конденсация»


Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).


Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.


Тема: «Свойства веществ»


Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.


Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.


Тема: «Воздух и его свойства»


Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.


Тема: «Воздух вокруг нас»


Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.


Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.                                                        


Тема: «Два апельсина»


Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».


Тема: Разный «характер» у яиц


Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести. Попробуйте объяснить, что в вареном яйце есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.


Тема: «Чистый лед»


Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.


Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.


Тема: «Куда делась вода?»


Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

               

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.


 Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.